Факторинг – основные виды и когда он нужен

5
Факторинг – основные виды и когда он нужен

Факторинг – комплекс услуг, включающий финансирование и управление дебиторской задолженностью. Это финансовое решение, позволяющее бизнесу обменять дебиторскую задолженность на выручку, не дожидаясь истечения отсрочки платежа по контракту с покупателем.

Это не кредит. Получая кредит, клиент банка обязан вернуть его. Используя факторинг, денежные средства получает клиент банка, а за возвращение отвечает уже его покупатель.

Факторинг – это финансовая услуга

Операции факторинга регулируются на законодательном уровне. Основные условия и термины прописаны в 43 главе Гражданского Кодекса РФ. В пункте 1 824 статьи ГК РФ обозначен комплекс услуг, являющихся основной и неотъемлемой частью сервиса.

В процессе обслуживания всегда участвует три стороны:

  • Поставщик – например, производитель товаров или подрядчик, оказывающий услуги или выполняющий работы.
  • Покупатель – дебитор, приобретающий товары или услуги на условиях отсрочки платежа.
  • Факторинговая компания или банк – фактор, который приобретает право на получение платежей от покупателей в обмен на выплату оперативного финансирования.

Услуги факторинга оказывают банки и специализированные факторинговые компании. И те, и другие предлагают множество решений, однако основными считаются три продукта - классический факторинг с регрессом и без регресса, а также агентский факторинг.

В рамках факторинга поставщик может уступать или продавать фактору действительные денежные требования, как существующие, так и планируемые, но не просроченные. О факте уступки обязательно и должным образом должен быть уведомлен покупатель.

Основные виды факторинга и когда он нужен

Рассмотрим виды факторинга, которые отличаются по целям, которые он преследует и условиям сделки. 

Факторинг задолженности – основной продукт для финансирования дебиторской задолженности. Схема работы проста. Поставщик отгружает покупателю товары на условиях отсрочки платежа и передают информацию о поставках в факторинговую компанию. Фактор проверяет информацию о поставках и верифицирует данные у покупателя, после чего выплачивает поставщику финансирование в размере до 95% от суммы поставок. По окончании периода отсрочки платежа покупатель оплачивает поставки на расчетный счет фактора, а факторинговая компания переводит оставшиеся 5% за вычетом своей комиссии поставщику.

В рамках классического факторинга есть 2 варианта событий в случае неплатежа покупателя по окончании отсрочки. Если применяется факторинг с регрессом, то в случае не поступления оплаты от покупателя, факторинговая компания ждет еще 15-30 дней и проводит мероприятия, направленные на мотивацию покупателя к оплате, однако в случае неоплаты обращается к поставщику для возврата ранее выплаченного финансирования. Если же применятся вид факторинг без регресса, то факторинговая компания самостоятельно проводит напоминания и прочие процедуры, обеспечивающие погашение задолженности покупателем до тех пор, пока оплата не поступит или вопрос не решится в судебном порядке, не обращаясь к поставщику.

Классический факторинг полезен поставщикам и подрядчикам, работающим на условиях отсрочки платежа с покупателями или заказчиками и позволяет:

  • Пополнить оборотные средства без увеличения кредитной нагрузки
  • Снизить или совсем исключить риск неоплаты со стороны покупателя.
  • Получить выручку тогда, когда это необходимо бизнесу – не дожидаясь окончания отсрочки платежа.

Преимущества перед кредитными инструментами

  • Деньги «здесь и сейчас», основной плюс в виде оперативного пополнения оборотного капитала. Клиент может получить деньги тогда, когда ему необходимо.
  • Снижение рисков. Финансовый агент принимает на себя риск неоплаты долга со стороны покупателя, что сокращает или исключает риски поставщика.
  • Управление ликвидностью. Компания пополняет оборотные средства и списывает дебиторскую задолженность в балансе.
  • Оптимизация управленческих процессов. Финансовый агент выполняет ряд работ по управлению дебиторской задолженностью, что позволяет бизнесу снизить расходы на управление кредитами и процесс взыскания дебиторской задолженности.
  • Повышение конкурентоспособности. Факторинг позволяет улучшить клиентское предложение за счет предоставления отсрочки платежа на необходимый срок своим контрагентам.

Другой вид – агентский факторинг, позволяющий компаниям финансировать кредиторскую задолженность и получать комфортный срок отсрочки платежа. Компании, использующие это решение, поручают факторинговой компании оплачивать товары или работы вместо себя, при этом факторинговой компании не нужно заключать отдельные договоры или подписывать специальные уведомления с контрагентами клиента. Кроме того, поскольку агентский факторинг – это не кредит, и задолженность по нему отражается в балансе как кредиторская, а не ссудная.

Агентский факторинг нужен бизнесу, когда необходимо:

  • Удлинить отсрочку платежа перед поставщиками и подрядчиками
  • Снизить долговую нагрузку
  • Эффективно управлять денежным потоком

Сравнение финансовых услуг по ключевым параметрам

Рассмотрим ключевые параметры факторинговых решений в целом и кредитных продуктов, и поймем, какой вид услуг лучше.

 

Факторинг

Кредит

Срок договора

Бессрочный

Определенный срок

Лимит финансирования

До 100% товарооборота

Фиксированная сумма

Срок финансирования

Срок контрактной отсрочки платежа

Фиксированный срок кредитного договора

Обеспечение

Уступаемые денежные требования

Залог и поручительство