Факторинг или кредит – что лучше?
Многие компании, работающие на условиях отсрочки платежа, регулярно сталкиваются с нехваткой реальных денег. Товар продан, деньги будут, но позже – сейчас же только дебиторская задолженность в балансе, а контрагентам надо платить сегодня.
Сталкиваясь с такими ситуациями, компании обращаются за финансированием для покрытия кассового разрыва – кредитом или факторингом. В чем же отличия этих продуктов и что выбрать?
Что такое факторинг?
Факторинг – это финансирование под уступку дебиторской задолженности. Т.е., предприниматель передает банку или факторинговой компании права требования долга с покупателя, а взамен получает оперативное финансирование. Эти деньги не носят целевого характера и могут быть использованы на любые нужды компании – пополнить оборотные средства, закупить расходные материалы, оплатить счета контрагентов, выплатить зарплату сотрудникам и т.д.
В факторинге всегда участвует 3 стороны:
-
Поставщик или подрядчик – компания, которая поставила товары или оказала услуги на условиях отсрочки платежа. Клиент банка, который уступает дебиторскую задолженность и получает финансирование.
-
Фактор – банк или факторинговая компания, которая получает право требования, выплачивает финансирование и оказывает поставщику комплекс дополнительных услуг.
-
Покупатель (дебитор) – компания, которая приобрела у поставщика товары или услуги на условиях отсрочки платежа.
Рассмотрим схему работы факторинга на примере поставки товаров:
-
Поставщик отгружает товары на условиях 45-дневной отсрочки платежа покупателю. После чего передает УПД Фактору.
-
Фактор проверяет документы и проводит сверку с дебитором, подтверждая факт поставки, а также сумму к оплате. После – выплачивает финансирование поставщику в размере до 100% от суммы УПД. Процент финансирования зависит от многих факторов и определяется индивидуально для каждого клиента.
-
По истечении 45 дней покупатель оплачивает подтвержденную сумму поставки на расчетный счет Фактора.
-
Фактор переводит остаток денежных средств Поставщику (если сумма первого платежа была меньше 100%), а Поставщик оплачивает комиссию Фактору (процент за пользование услугами).
Что лучше – факторинг или кредит?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим отличия этих финансовых инструментов:
-
Факторинговое финансирование компания получает тогда, когда ей это надо и в обмен на дебиторскую задолженность. Т.е. есть поставка – есть факторинг. Отдает финансирование – покупатель, комиссию (установленный процент) оплачивает поставщик. В случае кредита, компания получает всю сумму сразу одновременно и потом возвращает ее равными платежами под установленный процент.
-
Кредитные средства отражаются в балансе компании как заемные средства и соответственно, влияют на показатели эффективности компании. Факторинг же не увеличивает долговую нагрузку, поскольку поставщик не получает займ или кредит, а уступает дебиторскую задолженность. В пассиве баланса компании не происходит изменений, а в активе – снижается дебиторская задолженность и увеличиваются денежные средства.
-
При рассмотрении заявки на кредит банк запрашивает широкий перечень документов компании, а также сведения о ее руководителях, кредитной истории и репутации. Все это позволяет рассчитать кредитный лимит на клиента. В факторинге - список документов существенно меньше, кредитная история не столь важна, а лимит финансирования зависит от финансовой устойчивости покупателя или заказчика.
-
Часто при оформлении кредита требуется залоговое обеспечение или поручительство. При факторинге – залог не требуется никогда, а поручительство – опционально.
-
При выборе кредита компания получает только деньги, при выборе факторинга – комплекс услуг – от проверки покупателя и оценки его платежеспособности до финансирования и административного управления дебиторской задолженностью в период действия отсрочки платежа.
Сравнение финансовых инструментов
Показатель |
Факторинг |
Кредит |
---|---|---|
Назначение |
Нецелевое |
Целевое |
Когда компания получает деньги |
Многократно; В любой момент после поставки и подтверждения дебитора |
Единовременно; После рассмотрения заявки и заключения кредитного договора |
Залог |
Не нужен |
Нужен |
Отражение в балансе компании |
Не отражается как кредитное обязательство |
Отражается как кредитное обязательство |
Отчет о целевом использовании |
Не требуется |
Требуется |
Проценты к уплате |
Процент за каждый профинансированный УПД (если не было финансирования – проценты не платятся) |
Ежемесячные проценты по кредиту |
Уведомление партнеров |
Требуется уведомление покупателя об использовании факторинга |
Не требуется |
Лимиты финансирования |
До 100% товарооборота |
Фиксированная сумма |
Сроки финансирования |
Срок контрактной отсрочки платежа |
Фиксированный срок кредитного договора |
Какой инструмент выбрать – каждый предприниматель решает сам. Отметим лишь, что стоимость факторинга и кредита сопоставима, а значит решение надо принимать исходя из возможностей для бизнеса. Если ваша компания работает на условиях отсрочки платежа, рекомендуем посмотреть причины, по которым факторинг может быть полезен для развития бизнеса:
-
Факторинг помогает компаниям продавать с отсрочкой платежа, а значит улучшает конкурентоспособность компании за счет расширения покупательской базы и рынков сбыта.
-
Факторинг минимизирует риск неоплаты со стороны покупателя.
-
Факторинг не увеличивает кредитную нагрузку, но позволяет увеличить и сохранить оборотные средства компании.